Начну с системы связи стороны, благо это базис, от которого на крупных играх и приходится "танцевать" подчиненным юнитам.1. Организация радиосвязи различных уровней (команда/взвод/сторона). Какие есть правила, решения или рекомендации.
Писал статейку год назад в соседнем разделе, сюда скопирую для общей картины:
Для начала скажу, что связь - это управление, а управления - это главное, для эффективной игры. Это очевидный факт, но почему-то все очень любят на связь откровенно "забивать".
Я лично выделяю 3 основных варианта организации связи стороны:
1. Один несущий штабной канал и связисты внутри подразделений. В этом случае командир стороны может осуществлять все управления стороной единолично, самостоятельно вещая в рацию. Связь между подразделениями осуществляется на этом же канале.
Минусы:
- Требуется умение работать со связистом, требуется подготовленный связист в количестве минимум 2-х (а это отдельная тема, но если кратко, то он должен уметь быть хвостиком командира, не умирать и быть всегда в курсе всего, что происходит с его подразделением и вокруг него)
- Уязвимость для перехвата несущей штабной частоты. Решается введением частотных таблиц и команд шага по частоте, а также использование тональных сигналов и иных средств защиты от спама на частоте (которые я лично использовать не любли, ибо все равно прослушают, да и хорошие сканеры все эти CTSSы снимают, как и сами частоты)
- Требуется высокий уровень выучки ком. взвода и его связистов.
Плюсы :
- Не требуется штабной связист.
- Ком. стороны руководит напрямую
- Подразделения могут пообщаться почти напрямую
2. Связисты-координаторы в штабе.
От каждого подразделения выделяется связист, который постоянно работает на тактической частоте юнита, сообщая ком. стороны все голосом и вещая его приказы напрямую в тактическую сеть.
Минусы:
- От 30 человек (взвод) отрывают целого бойца! Очень часто ком. команд, поставленных на взвод не могу, или не хотят обеспечить такого связиста в штаб. Причины понятны, "все хотят побегать -пострелять".
- Спам в тактическом канале часто не позволяет услышать-передать действительно важно сообщение. Решается качеством выучки ЛС, а также спец. командами по "ловле тишины" в эфире.
- Низкое качество связи. Подразделение может находиться далеко от штаба и связист не будет слышать почти ничего. Решается качественными р/с и антеннами у ком. взвода и связиста. А также расположением штаба не_в_низине.
- Связист должен быть из своего же взвода и при этом должен иметь высокий уровень выучки (проще говоря, он не должен быть туповатым тормозным мудаком, которого выдали в качестве жертвы)
- Нет прямой связи между подразделениями. Решается туннельными частотами и связистами на поле боя. Нужно в случае взаимодействия нескольких взводов на поле боя.
Плюсы :
- Связист в штабе не только обеспечивает связь, но и выполняет роль тактического координатора, постоянно отслеживая все, что происходит с его юнитом. В результате у ком. стороны нет потребности запрашивать статусы, численности и местоположения. Связист всегда может обеспечить ему устный доклад и даже потыкать пальцем в карту.
- Взаимодействие между подразделениями = взаимодействие между связистами. Это может предотвратить фрэндли фаер, или обеспечить более качественно взаимодействие в случае выполнения тактических задач. (а может и не обеспечить, а наоборот затруднить, если связисты не соответствуют)
- Связисты могут выполнять роль личной охраны ком. стороны
- Уменьшение нагрузки на командира стороны.
3. Смешанный вариант.
Для юнитов с хорошо поставленной связью, действующих удаленно, или отдельных тактических групп (не заслуживающих связиста по вар.2) назначается вариант 1. Для юнитов, призванных решать линейные задачи, юнитов с низкним уровнем выучки ЛС, или юнитов требующих плотной координации (оборона здания на Скале - отличный пример, или, как частный случай, периметр Базы) назначается вариант 2.
В этом варианте ком. стороны работает на штабном канале, координируя часть подразделений, а рядом с ним работают связисты подразделений, взаимодействуя с ком. стороны голосом.
Плюсы :
- Гибкость. Связиста в штаб можно "дернуть" непосредственно во время игры, сменив вар 1 на вар 2.
Минусы:
- Проблемы с прямой связью между подразделениями, работающими со штабом по разным принципам. Решается дублированным связистом на штабной, работающим в поле. (Но на такие жертвы 80% страйкбольных командиров уж точно не пойдут).
Я лично использую преимущественно чистый вариант 1 (Закрытие 2011), либо смешанный вариант 3.
Добавлю, что для штабной группы критично важен специалист по РЭБ. Ну как минимум радиоперехват очень упрощает принятие решений на поле боя.
Отдельный человек, выполняющий такую тактическую роль, да еще и со спец. оборудованием.
Если есть вопросы, задавайте в теме.
Чуть позже озвучу схемы связи уровней 1. Рота, 2. Взвод, 3. Отделение