О патриотизме
Добавлено: 16 июн 2013, 01:04
Большинству здесь известно моё крайне отрицательное отношение к патриотизму, однако оно не распростроняется на любовь к своей стране. То к чему я так негативно отношусь, это дешёвый, показной ура-поцреотезм, который в реальности не более чем завуалированная ксенофобия. Основное отличие ксенофоба-поцреота, в том, что он не любит свою страну (не старается быть законопослушным гражданином и делать что то полезное для страны (строить БАМ, добывать нефть или служить в армии)), он ненавидит все остальные страны, особенно те, которые сильнее России в экономическом, военном и политическом плане. Таким образом, в основе настоящего патриотизма лежит любовь к своей стране (но не обязательно к государству), в основе дешёвого, лживого, показного ура-поцреотизма лежит ненависть! Настоящему патриоту, любовь к своей стране не мешает ему любить и уважать другие страны и народы, в том числе более сильние и развитые, не взирая на политические дрязги. Ура-поцреот принижает роль любой другой страны, и постоянно ищет политические подоплёки своей ксенофобной злобы и ненависти, ведь его главная цель показуха! То есть публичная демонстрация своих эмоций и взглядов.
В связи с этим мне очень понравилассь статья Ларисы Матрос о патриотизме в США, наиболее многонациональной стране мира. Которую я и предлагаю к вашему вниманию с небольшим сокращением.
Полная версия здесь - http://www.senator.senat.org/patriot.html
«С чего начинается Родина?» – ответ на этот вопрос еще с раннего детства формируется в нашем сознании, пропитываясь семейными и национальными традициями, культурой, историей и выражается простым всеобъемлющим словом «патриотизм». Следовательно, патриотизм мы наследуем с молоком матери, а это значит – Родина для каждого из нас (и даже для негодяя) начинается с любви к матери!
БЛАГОТВОРЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА
Современный мир пребывает в условиях глобализации, расширения масштабов жизни людей и беспрецедентных возможностей их взаимосвязи и взаимовлияния. Потому всякое объединение и единство людей определяются не столько географией, сколько той шкалой ценностей, которая становится главным критерием этих притяжений, взаимоотношений, как индивидуальных – между людьми, так и между странами – народами. Но каковы масштабы патриотизма, означает ли проявление любви к Родине – замыкание своей жизни в ее географических пределах?
Проживая в другой стране, я решила заглянуть в английский словарь, чтобы сравнить определения этого понятия. И тут же убедилась, что оно один к одному, дословно, совпадает с тем, что зазубрила с детства на родном языке. Например, Webster’s Encyclopedic dictionary of the English language определяет: «патриот – это человек, который любит свою родную страну и сделает для нее все, что может», а «патриотизм – страстная, возвышенная любовь к своей стране».
Итак, на двух разных языках ключевым словом в этом определении является «любовь». Очевидно поэтому на тему «С чего начинается Родина?..» мы размышляем не под звуки марша, а под щемящую мелодию, которая выражает чувства, которые мы величаем «любовью». Не потому ли в наши сердца запала эта песня, которая стала символом выражения подлинной любви, заключающейся не в громких фразах и лозунгах?
Любовь – это жизнь, организованная во благо любимого (любимой), подтверждающася и в будничных мелочах и судьбоносных ситуациях.
Я много лет живу в Америке, и не могу не умиляться патриотизму граждан этой страны. В первые годы пребывания здесь я с любопытством наблюдала, как американцы перед началом представления – в театре, на концерте, других общественных мероприятиях встают и, положив правую руку на левую сторону груди, поют гимн страны. В моем городе – Сант-Луисе – самый большой в Америке летний театр на 35 000 человек, где каждое лето даются бродвейские мюзиклы. Здесь всегда аншлаг, и перед началом каждого спектакля, люди встают и поют гимн. Мне хотелось понять, насколько это искренне, но мне достаточно было посмотреть в глаза этих людей и слышать, как они все проникновенно произносят слова главной песни страны. И я убедилась: это очень трогательный ритуал и он идет от чистых сердец американцев.
Такое же отношение у них и к своему флагу. Для американцев флаг – нечто большее, чем геральдика. Это – наделенный особым статусом символ выражения подлинных чувств к своей стране. В дни праздников американский флаг можно увидеть в его стандартную величину, как на зданиях официальных учреждений, так и почти на каждом частном доме. А копии флага – флажки разных размеров, размещают они на капотах машин, в различных местах приусадебных участков, на подоконниках квартир. И это, смею вас заверить, абсолютно частная инициатива каждого американца.
Значение, которое они придают своему флагу, особенно ярко было демонстрировано в дни шока после трагедии 11 сентября 2001 года. Флаг любого размера и предмет (галстук, пояс, ленты, футболки, шапки), оформленный с его символикой, купить без очереди было невозможно. Всё, что появлялось в магазинах, немедленно скупалось и тут же возникало в атрибутике улиц, домов, одежде людей…
Главный показатель патриотизма американцев – их законопослушание. Конечно, и здесь есть нарушители закона, о которых средства массовой информации и таблоиды все время информируют людей. Но в целом для граждан США характерно сознательное уважение к закону и государственным актам всех уровней. Потому трудно представить нормального, среднестатистического американца, который бы уклонялся, еще хуже – «мошенничал» в уплате налогов, сел за руль машины, не пристегнув ремень или в состоянии алкогольного опьянения.
В патриотизме американцев нет элементов бравады и кичливости. Вероятно, потому что им свойственно понимание ключевого «национального» момента: ничто «не падает с неба», для сохранения и приумножения тех благ, которыми гордится страна, нужно трудиться всем вместе и каждому в отдельности. Помимо того, нужно быть готовым к переменам, обладать приспособляемостью в условиях постоянного развития научно-технического прогресса во всех сферах экономики и нарастающего господства высоких технологий. Во всех достижениях своей страны американцы видят результат огромного труда всех поколений. Это демонстрируют экспозиции музеев – исторических и президентов страны, телепрограммы, дебаты во время предвыборных кампаний всех уровней.
Весьма интересно для «русского взгляда» стремление американца быть сопричастным ко всем сторонам жизни общества. Всевозможные некоммерческие организации объединяют большую часть населения, участвующего в качестве волонтеров во всех сферах жизни – здравоохранения, культуры, образования, уж не говоря о случаях экстремальных (стихийных бедствий, трагедий, связанных с терроризмом и другими).
Общественные организации, типа «Армия спасения» и различные ассоциации поддержки ветеранов, инвалидов и больных опасными видами заболеваний, собирают у населения ненужные вещи – посуду, мебель, электронику, постельное белье, детские игрушки, одежду, чтобы раздать их нуждающимся. Причем, население к этому стимулирует тщательная организованность этих мероприятий. Вам звонят волонтеры той или иной организации и сообщают о дате посещения вашего района; если вы готовы, можете с утра назначенного дня выставить все у входной двери, причем, не обязательно находиться в это время дома. Представители все возьмут, а в замочную скважину вставят квитанцию о получении пожертвования на определенную сумму, названную Вами предварительно и в определенных пределах $500, принимаемую на веру. Потом вы можете списать ее с облагаемой части вашего годового дохода. Таким образом, на законодательном уровне в США всех граждан привлекают ко всем благотворительным акциям, стимулируя их участие в них налоговыми поощрениями.
Каждый житель США регулярно обнаруживает в своем почтовом ящике (или слышит по телефону) всевозможные призывы к материальной поддержке каких-либо служб, ассоциаций и даже избирательных кампаний, полиции, симфонического оркестра, местного телевизионного канала, организаций, призванных помогать больным, малоимущим. Причем, взнос может быть как пять долларов, так и выше, в соответствии с возможностями и тем уровнем поддержки, который вправе выбрать каждый. Эти обращения никого ни к чему не обязывают. Каждый может выбросить эту бумажку и забыть о ней. Но большинство населения откликается, хотя бы на один из этих призывов, потому, что это очень уважаемая и охраняемая законом сфера жизни американцев. Никто не сомневается: высланный чек попадет по назначению, потому что на любое пожертвование выдается официальный документ. А некоторые организации присылает вам фирменную наклейку, которую можно приклеить, например, к стеклу машины, с гордостью оповещая остальных, что вы внесли свой вклад в поддержку определенной сферы жизни США.
Волонтеры, среди которых порой попадаются и весьма пожилые люди, работают продавцами специальных магазинов (типа комиссионных), куда население сдает ненужные (в том числе и дорогостоящие) вещи. Значительная часть дохода от продажи идет на поддержку школ для больных детей и на другие благотворительные цели. В Америке, как известно, при каждой покупке, приобретении сервиса, клиент платит налог. В каждом штате он свой, и колеблется от 5 до 7 процентов от стоимости приобретения. Например, если цена вещи (или сервиса) – 100 долларов, а налог – 6 процентов, то потребитель платит 106 долларов. Но в «благотворительных» магазинах такой налог с покупателя не взимается, он платит «чистую» цену – это тоже стимулирует людей, при участии которых расширяется поле благотворительности. А этих вдохновенных волонтеров, «в роли» билетеров в составе обслуживающего персонала культурно-массовых мероприятий, можно увидеть где угодно – на фестивалях, различных праздниках, выставках и концертах. Их возраст – от студентов до пенсионеров.
GOLDEN RULE
Американцы, при кажущемся индивидуализме, ревностном отношении к «privacy» всегла ощущают свою сопричастность к нуждам друг друга и страны в целом. Этим определяется их готовность всегда добровольно откликнуться на зов каждого, кто нуждается в помощи в своей стране и за ее пределами. Стоит, например, хоть на миг остановить машину на обочине дороги, как к вам тотчас подъедет несколько машин, и каждый водитель спросит, что случилось и чем помочь.
В основе жизни американского гражданского общества господствует идеология позитивного отношения к окружающему миру, друг другу и тем начинаниям, которые помогают улучшить жизнь всех вместе и каждого в отдельности. Это отражается в терминологии, языковых «формулах» общения, манере поведения. На улице, в гостинице, магазине, везде, если вы встретитесь взглядом с абсолютно незнакомым человеком, он вам непременно улыбнется, да еще и спросит: «How are you?» (как поживаешь). По сути это не вопрос, лишь знак внимания. Если американцу что-то не нравится, то скорее он скажет: «это не так хорошо», «это могло быть лучше», чем – «это плохо». Здесь принято дарить друг другу улыбки всюду (искренние и неискренние). Эти улыбки, пусть порой «одетые», создают атмосферу доброжелательности и дружелюбия. Признаюсь, к этому так привыкаешь, что когда попадаешь в иную атмосферу, становится дискомфортно.
Среднестатистический американец воспитан так, что с достижением совершеннолетия, если он уже здоров и трудоспособен, ответствен за свою судьбу и за осуществление своей «American dream» (американской мечты). Неважно, что он растет в весьма зажиточной семье, которая помогает стать на ноги (оплачивать полностью или частично учебу, открыть бизнес) или сулит получение наследства. Он с юности приучен сознавать, что деньги – «бешеные», они бегут, если к ним относиться легкомысленно (примерно это же утверждал герой пьесы Островского).
При встрече со знакомым американец на вопрос «How are you» не начнет вываливать на него свои проблемы, а ответит в принятой у них «закодированной форме»: «I am fine» (все прекрасно), «I am good» (все хорошо), «I am OK» (нормально). И это не потому, что они скрытны или недоверчивы, просто у американцев принято надеяться на себя. Успех – твоя заслуга, если неудачи преследуют тебя – сам виноват, конечно, кроме объективных причин – стихийных бедствий, болезней.
Если вы сделаете американцу комплимент, похвалите: «Твой доклад был сегодня великолепен», или: «ты хорошо поработал» или «ты поступил разумно», он не будет лукавить и кокетничать: «Ой, что вы, что вы!». Вы услышите в ответ: «Thank you, I am think so» (Спасибо, я тоже так думаю). Из-за этого иногда их принимают за наивных простаков. Но это ошибочно. Они совсем не наивны и не просты. У них элементарно не принято оскорблять человека недоверием. Американец изначально верит вам, но, если обнаружит обман, нечестность в вашем поведении, не станет ругаться, выяснять отношения. Просто однажды вы обнаружите, что все двери, которые прежде были перед вами открыты настежь, закрылись.
Имеют ли такие штрихи частной жизни непосредственное отношение к проблеме патриотизма? С моей точки зрения – да, ибо доказательством любви к своей стране является реальные дела каждого, который стремится к тому, чтобы делать жизнь своих сограждан комфортной и защищенной, как в основополагающих ее аспектах, так и в мелочах. Со многого начинается Родина, в том числе и с «хороших, верных друзей и товарищей, живущих в соседнем дворе». И любовь к Отечеству также значит и любовь к соотечественнику, как частичка этого Отечества.
Подкупает, что у американцев любовь к своей стране и своему народу ни в коей мере не допускает нелюбовь, и тем более ненависть к другим странам и народам. В гражданской сфере самым осуждаемым, морально и юридически наказуемым является малейшее проявление неуважения к национальным и религиозным чувствам сограждан и кого бы то ни было. В первые годы жизни здесь я посещала писательский англоязычный клуб, где была одной русскоговорящей с почти нулевым знанием английского языка. Между тем пыталась активно включиться в его работу. Но с каким вниманием, терпением относились ко мне американцы, какой почтительный интерес проявляли они к России, ее культуре и традициям! Активисты собирались издать сборник, и я набралась смелости написать рассказ, в редактировании английской версии которого принимали участие почти все. В одном из сюжетов рассказа: собирается русскоязычная компания и один из героев рассказывает популярные в СССР анекдоты, персонажи которых – представители конкретных национальностей. Редакторы сборника посоветовали мне убрать эти анекдоты как несоответствующие здешним нормам этики в национальном вопросе.
Хочу, чтоб меня правильно поняли и не упрекали, будто я рисую некую идиллию. И в Америке есть немало проблем, о которых много пишут в средствах массовой информации. Моя задача – набросать штрихи общей картины, основанные на личных наблюдениях, повседневного образа жизни американцев и отражение их любви к стране и своему народу в различных ракурсах.
НОСТАЛЬГИЯ ЭМИГРАНТОВ
Как известно, Америка – страна эмигрантов. А для эмигранта понятие «патриотизм» приобретает аспекты, неведомые тем, кто всю жизнь проживает в родной стране. Эмигрант, по логике вещей, должен относиться хорошо к той стране, где оказался, потому что связал с ней свою судьбу, будущее своих детей и близких. Следовательно, он становится здесь патриотом страны. Но, для преобладающего числа эмигрантов это не означает, что добрые чувства к новой стране проживания, отрицают любовь к стране, где он родился, сделал первые шаги, где прошли годы жизни, где жили его предки и покоятся родные и близкие.
Эмигранты, как правило, одни из первых бросаются на помощь исторической родине, когда там случаются социальные и природные катаклизмы. Наши соотечественники ярко продемонстрировали это во время землетрясения в Армении, Чернобыльской аварии на Украине, террористических актов в России. В Америке существуют различные благотворительные фонды, которые созданы представителями разных волн эмиграции. Они собирают пожертвования для нужд России и других республик бывшего СССР – на восстановление памятников истории и культуры, помощь больным детям и т.д. И немало призывов в американской русскоязычной прессе к оказанию материальной помощи тяжело больным людям, попавшим в беду соотечественникам по обе стороны океана. При отправке денег обязательно указываются банковские счета, адреса, телефоны. Широко известна высокогуманная акция популярной, издающейся в Калифорнии, еженедельной газеты «Панорама» по оказанию помощи Б. Окуджаве, когда поэту была необходима операция на сердце. Такие факты солидарности и милосердия по отношению к соотечественникам со стороны эмигрантов можно перечислять бесконечно.
Общеамериканские ценности почитают все проживающие здесь народы. В каждом городе, где оседает относительно весомый по количеству «коммюнити» какой-либо национальности, существуют так называемые «городки», (китайский, японский, итальянский, русский, еврейский), где представители народов стараются сохранять связи с соотечественниками на родине, бережно относясь к своим корням и храня свои национальные и религиозные традиции. Небезынтересен факт, что люди, долго проживающие за пределами своей исторической родины и ставшие гражданами другого государства, во время международных спортивных соревнований, нередко болеют за команды страны, где они родились, называя их «наши». Вот, последний опрос канала RTVI, вещающего здесь на русском языке: выяснилось, что 18% из позвонивших в студию соотечественников на последних зимних олимпийских играх в Италии болели за россиян.
В связи с этим мне очень понравилассь статья Ларисы Матрос о патриотизме в США, наиболее многонациональной стране мира. Которую я и предлагаю к вашему вниманию с небольшим сокращением.
Полная версия здесь - http://www.senator.senat.org/patriot.html
«С чего начинается Родина?» – ответ на этот вопрос еще с раннего детства формируется в нашем сознании, пропитываясь семейными и национальными традициями, культурой, историей и выражается простым всеобъемлющим словом «патриотизм». Следовательно, патриотизм мы наследуем с молоком матери, а это значит – Родина для каждого из нас (и даже для негодяя) начинается с любви к матери!
БЛАГОТВОРЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА
Современный мир пребывает в условиях глобализации, расширения масштабов жизни людей и беспрецедентных возможностей их взаимосвязи и взаимовлияния. Потому всякое объединение и единство людей определяются не столько географией, сколько той шкалой ценностей, которая становится главным критерием этих притяжений, взаимоотношений, как индивидуальных – между людьми, так и между странами – народами. Но каковы масштабы патриотизма, означает ли проявление любви к Родине – замыкание своей жизни в ее географических пределах?
Проживая в другой стране, я решила заглянуть в английский словарь, чтобы сравнить определения этого понятия. И тут же убедилась, что оно один к одному, дословно, совпадает с тем, что зазубрила с детства на родном языке. Например, Webster’s Encyclopedic dictionary of the English language определяет: «патриот – это человек, который любит свою родную страну и сделает для нее все, что может», а «патриотизм – страстная, возвышенная любовь к своей стране».
Итак, на двух разных языках ключевым словом в этом определении является «любовь». Очевидно поэтому на тему «С чего начинается Родина?..» мы размышляем не под звуки марша, а под щемящую мелодию, которая выражает чувства, которые мы величаем «любовью». Не потому ли в наши сердца запала эта песня, которая стала символом выражения подлинной любви, заключающейся не в громких фразах и лозунгах?
Любовь – это жизнь, организованная во благо любимого (любимой), подтверждающася и в будничных мелочах и судьбоносных ситуациях.
Я много лет живу в Америке, и не могу не умиляться патриотизму граждан этой страны. В первые годы пребывания здесь я с любопытством наблюдала, как американцы перед началом представления – в театре, на концерте, других общественных мероприятиях встают и, положив правую руку на левую сторону груди, поют гимн страны. В моем городе – Сант-Луисе – самый большой в Америке летний театр на 35 000 человек, где каждое лето даются бродвейские мюзиклы. Здесь всегда аншлаг, и перед началом каждого спектакля, люди встают и поют гимн. Мне хотелось понять, насколько это искренне, но мне достаточно было посмотреть в глаза этих людей и слышать, как они все проникновенно произносят слова главной песни страны. И я убедилась: это очень трогательный ритуал и он идет от чистых сердец американцев.
Такое же отношение у них и к своему флагу. Для американцев флаг – нечто большее, чем геральдика. Это – наделенный особым статусом символ выражения подлинных чувств к своей стране. В дни праздников американский флаг можно увидеть в его стандартную величину, как на зданиях официальных учреждений, так и почти на каждом частном доме. А копии флага – флажки разных размеров, размещают они на капотах машин, в различных местах приусадебных участков, на подоконниках квартир. И это, смею вас заверить, абсолютно частная инициатива каждого американца.
Значение, которое они придают своему флагу, особенно ярко было демонстрировано в дни шока после трагедии 11 сентября 2001 года. Флаг любого размера и предмет (галстук, пояс, ленты, футболки, шапки), оформленный с его символикой, купить без очереди было невозможно. Всё, что появлялось в магазинах, немедленно скупалось и тут же возникало в атрибутике улиц, домов, одежде людей…
Главный показатель патриотизма американцев – их законопослушание. Конечно, и здесь есть нарушители закона, о которых средства массовой информации и таблоиды все время информируют людей. Но в целом для граждан США характерно сознательное уважение к закону и государственным актам всех уровней. Потому трудно представить нормального, среднестатистического американца, который бы уклонялся, еще хуже – «мошенничал» в уплате налогов, сел за руль машины, не пристегнув ремень или в состоянии алкогольного опьянения.
В патриотизме американцев нет элементов бравады и кичливости. Вероятно, потому что им свойственно понимание ключевого «национального» момента: ничто «не падает с неба», для сохранения и приумножения тех благ, которыми гордится страна, нужно трудиться всем вместе и каждому в отдельности. Помимо того, нужно быть готовым к переменам, обладать приспособляемостью в условиях постоянного развития научно-технического прогресса во всех сферах экономики и нарастающего господства высоких технологий. Во всех достижениях своей страны американцы видят результат огромного труда всех поколений. Это демонстрируют экспозиции музеев – исторических и президентов страны, телепрограммы, дебаты во время предвыборных кампаний всех уровней.
Весьма интересно для «русского взгляда» стремление американца быть сопричастным ко всем сторонам жизни общества. Всевозможные некоммерческие организации объединяют большую часть населения, участвующего в качестве волонтеров во всех сферах жизни – здравоохранения, культуры, образования, уж не говоря о случаях экстремальных (стихийных бедствий, трагедий, связанных с терроризмом и другими).
Общественные организации, типа «Армия спасения» и различные ассоциации поддержки ветеранов, инвалидов и больных опасными видами заболеваний, собирают у населения ненужные вещи – посуду, мебель, электронику, постельное белье, детские игрушки, одежду, чтобы раздать их нуждающимся. Причем, население к этому стимулирует тщательная организованность этих мероприятий. Вам звонят волонтеры той или иной организации и сообщают о дате посещения вашего района; если вы готовы, можете с утра назначенного дня выставить все у входной двери, причем, не обязательно находиться в это время дома. Представители все возьмут, а в замочную скважину вставят квитанцию о получении пожертвования на определенную сумму, названную Вами предварительно и в определенных пределах $500, принимаемую на веру. Потом вы можете списать ее с облагаемой части вашего годового дохода. Таким образом, на законодательном уровне в США всех граждан привлекают ко всем благотворительным акциям, стимулируя их участие в них налоговыми поощрениями.
Каждый житель США регулярно обнаруживает в своем почтовом ящике (или слышит по телефону) всевозможные призывы к материальной поддержке каких-либо служб, ассоциаций и даже избирательных кампаний, полиции, симфонического оркестра, местного телевизионного канала, организаций, призванных помогать больным, малоимущим. Причем, взнос может быть как пять долларов, так и выше, в соответствии с возможностями и тем уровнем поддержки, который вправе выбрать каждый. Эти обращения никого ни к чему не обязывают. Каждый может выбросить эту бумажку и забыть о ней. Но большинство населения откликается, хотя бы на один из этих призывов, потому, что это очень уважаемая и охраняемая законом сфера жизни американцев. Никто не сомневается: высланный чек попадет по назначению, потому что на любое пожертвование выдается официальный документ. А некоторые организации присылает вам фирменную наклейку, которую можно приклеить, например, к стеклу машины, с гордостью оповещая остальных, что вы внесли свой вклад в поддержку определенной сферы жизни США.
Волонтеры, среди которых порой попадаются и весьма пожилые люди, работают продавцами специальных магазинов (типа комиссионных), куда население сдает ненужные (в том числе и дорогостоящие) вещи. Значительная часть дохода от продажи идет на поддержку школ для больных детей и на другие благотворительные цели. В Америке, как известно, при каждой покупке, приобретении сервиса, клиент платит налог. В каждом штате он свой, и колеблется от 5 до 7 процентов от стоимости приобретения. Например, если цена вещи (или сервиса) – 100 долларов, а налог – 6 процентов, то потребитель платит 106 долларов. Но в «благотворительных» магазинах такой налог с покупателя не взимается, он платит «чистую» цену – это тоже стимулирует людей, при участии которых расширяется поле благотворительности. А этих вдохновенных волонтеров, «в роли» билетеров в составе обслуживающего персонала культурно-массовых мероприятий, можно увидеть где угодно – на фестивалях, различных праздниках, выставках и концертах. Их возраст – от студентов до пенсионеров.
GOLDEN RULE
Американцы, при кажущемся индивидуализме, ревностном отношении к «privacy» всегла ощущают свою сопричастность к нуждам друг друга и страны в целом. Этим определяется их готовность всегда добровольно откликнуться на зов каждого, кто нуждается в помощи в своей стране и за ее пределами. Стоит, например, хоть на миг остановить машину на обочине дороги, как к вам тотчас подъедет несколько машин, и каждый водитель спросит, что случилось и чем помочь.
В основе жизни американского гражданского общества господствует идеология позитивного отношения к окружающему миру, друг другу и тем начинаниям, которые помогают улучшить жизнь всех вместе и каждого в отдельности. Это отражается в терминологии, языковых «формулах» общения, манере поведения. На улице, в гостинице, магазине, везде, если вы встретитесь взглядом с абсолютно незнакомым человеком, он вам непременно улыбнется, да еще и спросит: «How are you?» (как поживаешь). По сути это не вопрос, лишь знак внимания. Если американцу что-то не нравится, то скорее он скажет: «это не так хорошо», «это могло быть лучше», чем – «это плохо». Здесь принято дарить друг другу улыбки всюду (искренние и неискренние). Эти улыбки, пусть порой «одетые», создают атмосферу доброжелательности и дружелюбия. Признаюсь, к этому так привыкаешь, что когда попадаешь в иную атмосферу, становится дискомфортно.
Среднестатистический американец воспитан так, что с достижением совершеннолетия, если он уже здоров и трудоспособен, ответствен за свою судьбу и за осуществление своей «American dream» (американской мечты). Неважно, что он растет в весьма зажиточной семье, которая помогает стать на ноги (оплачивать полностью или частично учебу, открыть бизнес) или сулит получение наследства. Он с юности приучен сознавать, что деньги – «бешеные», они бегут, если к ним относиться легкомысленно (примерно это же утверждал герой пьесы Островского).
При встрече со знакомым американец на вопрос «How are you» не начнет вываливать на него свои проблемы, а ответит в принятой у них «закодированной форме»: «I am fine» (все прекрасно), «I am good» (все хорошо), «I am OK» (нормально). И это не потому, что они скрытны или недоверчивы, просто у американцев принято надеяться на себя. Успех – твоя заслуга, если неудачи преследуют тебя – сам виноват, конечно, кроме объективных причин – стихийных бедствий, болезней.
Если вы сделаете американцу комплимент, похвалите: «Твой доклад был сегодня великолепен», или: «ты хорошо поработал» или «ты поступил разумно», он не будет лукавить и кокетничать: «Ой, что вы, что вы!». Вы услышите в ответ: «Thank you, I am think so» (Спасибо, я тоже так думаю). Из-за этого иногда их принимают за наивных простаков. Но это ошибочно. Они совсем не наивны и не просты. У них элементарно не принято оскорблять человека недоверием. Американец изначально верит вам, но, если обнаружит обман, нечестность в вашем поведении, не станет ругаться, выяснять отношения. Просто однажды вы обнаружите, что все двери, которые прежде были перед вами открыты настежь, закрылись.
Имеют ли такие штрихи частной жизни непосредственное отношение к проблеме патриотизма? С моей точки зрения – да, ибо доказательством любви к своей стране является реальные дела каждого, который стремится к тому, чтобы делать жизнь своих сограждан комфортной и защищенной, как в основополагающих ее аспектах, так и в мелочах. Со многого начинается Родина, в том числе и с «хороших, верных друзей и товарищей, живущих в соседнем дворе». И любовь к Отечеству также значит и любовь к соотечественнику, как частичка этого Отечества.
Подкупает, что у американцев любовь к своей стране и своему народу ни в коей мере не допускает нелюбовь, и тем более ненависть к другим странам и народам. В гражданской сфере самым осуждаемым, морально и юридически наказуемым является малейшее проявление неуважения к национальным и религиозным чувствам сограждан и кого бы то ни было. В первые годы жизни здесь я посещала писательский англоязычный клуб, где была одной русскоговорящей с почти нулевым знанием английского языка. Между тем пыталась активно включиться в его работу. Но с каким вниманием, терпением относились ко мне американцы, какой почтительный интерес проявляли они к России, ее культуре и традициям! Активисты собирались издать сборник, и я набралась смелости написать рассказ, в редактировании английской версии которого принимали участие почти все. В одном из сюжетов рассказа: собирается русскоязычная компания и один из героев рассказывает популярные в СССР анекдоты, персонажи которых – представители конкретных национальностей. Редакторы сборника посоветовали мне убрать эти анекдоты как несоответствующие здешним нормам этики в национальном вопросе.
Хочу, чтоб меня правильно поняли и не упрекали, будто я рисую некую идиллию. И в Америке есть немало проблем, о которых много пишут в средствах массовой информации. Моя задача – набросать штрихи общей картины, основанные на личных наблюдениях, повседневного образа жизни американцев и отражение их любви к стране и своему народу в различных ракурсах.
НОСТАЛЬГИЯ ЭМИГРАНТОВ
Как известно, Америка – страна эмигрантов. А для эмигранта понятие «патриотизм» приобретает аспекты, неведомые тем, кто всю жизнь проживает в родной стране. Эмигрант, по логике вещей, должен относиться хорошо к той стране, где оказался, потому что связал с ней свою судьбу, будущее своих детей и близких. Следовательно, он становится здесь патриотом страны. Но, для преобладающего числа эмигрантов это не означает, что добрые чувства к новой стране проживания, отрицают любовь к стране, где он родился, сделал первые шаги, где прошли годы жизни, где жили его предки и покоятся родные и близкие.
Эмигранты, как правило, одни из первых бросаются на помощь исторической родине, когда там случаются социальные и природные катаклизмы. Наши соотечественники ярко продемонстрировали это во время землетрясения в Армении, Чернобыльской аварии на Украине, террористических актов в России. В Америке существуют различные благотворительные фонды, которые созданы представителями разных волн эмиграции. Они собирают пожертвования для нужд России и других республик бывшего СССР – на восстановление памятников истории и культуры, помощь больным детям и т.д. И немало призывов в американской русскоязычной прессе к оказанию материальной помощи тяжело больным людям, попавшим в беду соотечественникам по обе стороны океана. При отправке денег обязательно указываются банковские счета, адреса, телефоны. Широко известна высокогуманная акция популярной, издающейся в Калифорнии, еженедельной газеты «Панорама» по оказанию помощи Б. Окуджаве, когда поэту была необходима операция на сердце. Такие факты солидарности и милосердия по отношению к соотечественникам со стороны эмигрантов можно перечислять бесконечно.
Общеамериканские ценности почитают все проживающие здесь народы. В каждом городе, где оседает относительно весомый по количеству «коммюнити» какой-либо национальности, существуют так называемые «городки», (китайский, японский, итальянский, русский, еврейский), где представители народов стараются сохранять связи с соотечественниками на родине, бережно относясь к своим корням и храня свои национальные и религиозные традиции. Небезынтересен факт, что люди, долго проживающие за пределами своей исторической родины и ставшие гражданами другого государства, во время международных спортивных соревнований, нередко болеют за команды страны, где они родились, называя их «наши». Вот, последний опрос канала RTVI, вещающего здесь на русском языке: выяснилось, что 18% из позвонивших в студию соотечественников на последних зимних олимпийских играх в Италии болели за россиян.