Страница 1 из 1

История освоения космоса и катастрофы

Добавлено: 27 янв 2017, 02:30
Schmidt
Ровно 50 лет назад 27.01.1967 жертвами прогресса в космосе стали первые люди. Во время тренировки заживо сгорели и погибли астронавты В.Гриссом, Э.Уайт, Р.Чаффи

"Аполлон-1" (изначально называвшийся Apollo/Saturn 204 или AS-204) - несостоявшаяся первая пилотируемая миссия по программе "Аполлон". Планировавшийся на 21 февраля 1967 г. полет не состоялся из-за пожара на площадке стартового комплекса №34 космического Центра им.Кеннеди и гибели всего экипажа из трех астронавтов. Пожар произошел в кабине корабля во время тренировки на стартовом комплексе 27 января 1967 г. В огне погибли - командир Вирджил "Гас" Гриссом (Virgil "Gus" Grissom), старший пилот Эдвард Уайт (Edward H. White) и пилот Роджер Чаффи (Roger B. Chaffee). Название "Аполлон-1", выбранное астронавтами, но к моменту аварии официально не утвержденное, NASA решило не присваивать другим миссиям в память об экипаже, и навсегда оставить за их кораблем.

Авария привела к перестановкам в руководстве программы и задержкам на полтора года по пилотируемым полетам.Следующий пилотируемый полет - "Аполлон-7" - состоялся только в октябре 1968 г. после внесения многочисленных изменений в конструкцию корабля. "Аполлонов-2 и -3" в программе фактически не существовало, эти названия было решено не использовать. Так как в 1966 г., т. е. еще до аварии "Аполлона-1", состоялись три беспилотных запуска AS-201, AS-202 и AS-203 ракет "Saturn-1B", следующий в программе запуск было решено назвать "Аполлон-4". "Аполлон-4", "Аполлон-5" и "Аполлон-6" - беспилотные запуски модулей корабля "Аполлон", состоявшиеся по программе в 1967-1968 г.г. Причем "Аполлон-5" был запущен той же самой ракетой "Saturn-1B" AS-204, которая должна была запустить "Аполлон-1". При пожаре ракета не пострадала. После трагедии с "Аполлоном-1" стартовый комплекс №34 использовался только один раз - для запуска "Аполлона-7", а затем был разобран и на его месте был оставлен бетонный пьедестал в память об экипаже "Аполлон-1".

На кораблях «Аполлон» использовалась атмосфера, состоящая из чистого кислорода при пониженном давлении. Ее выбрали вместо близкой к воздуху по составу кислородно-азотной газовой смеси, так как чистый кислород давал выигрыш по массе: из-за пониженного давления герметичная конструкция корабля становилась существенно легче, из-за простого состава среды упрощалась и облегчалась система жизнеобеспечения. Кроме того, упрощался и ускорялся выход в открытый космос. Скафандры при пониженном давлении и использовании чистого кислорода становились заметно легче и проще, люди меньше уставали в них благодаря пониженному давлению, находится вне корабля в них можно было дольше, чем при использовании кислородно-азотной смеси. Во время полета в вакууме рабочее давление в кабине составляло примерно 0,3 атм. Однако во время тренировок на земле и при подготовке к старту использовать пониженное давление внутри кабины было нельзя, так как корабль был рассчитан на избыточное давление изнутри, а не снаружи. Фактически, во время тренировки 27 января давление кислорода внутри корабля было даже выше атмосферного.Первоначально для тренировок и на старте предлагалось использовать кислородно-азотную смесь, но NASA отклонило это предложение. Мотивировалось это тем, что для осуществления такого решения потребуется дополнительное оборудование и, кроме того, кабина может быть случайно заполнена азотом, что создаст опасность для астронавтов. У NASA имелся большой опыт работы с кислородной атмосферой (она использовалась на кораблях "Меркурий" и "Джемини"), поэтому специалисты считали такое решение безопасным. Однако расследование, проведенное после катастрофы, показало, что некоторые материалы (в частности, застежки-липучки), вполне безопасные в обычном воздухе или в кислородной атмосфере при пониженном давлении, становятся крайне пожароопасными при большом давлении кислорода. Непосредственной причиной возгорания, вероятно, послужила искра или короткое замыкание в электропроводке. Комиссия, проводившая расследование, выявила несколько потенциально опасных мест в конструкции корабля. После возгорания огонь распространялся очень быстро и повредил скафандры астронавтов. Сложная конструкция люка и его замков не позволила экипажу при сложившихся обстоятельствах спешно открыть люк изнутри. Комиссия установила, что астронавты погибли от отравления продуктами горения через 14 секунд после начала пожара. Люди сгорели за 14 секунд. Последнее, что было слышно из горящего корабля, - крик 31-летнего Чаффи "Мы горим! Вытащите нас отсюда!"

AS-204 ("Аполлон-1") должен был стать первым пилотируемым испытательным полетом командно-служебного модуля (Command/Service Module или CSM) на околоземную орбиту, запущенным ракетой "Saturn-1B". С его помощью планировалось испытать операции запуска, работу стартовых систем всего комплекса "Сатурн-Аполлон" и отслеживание корабля наземными станциями контроля.Полет должен был продлиться до двух недель, в зависимости от поведения космического корабля. Командно-служебный модуль для этого полета под номером 012, построенный компанией North American Aviation, имел версию Block I, разработанную до того, как NASA выбрало схему полета на Луну со стыковкой лунного и командно-служебного модулей на лунной орбите, поэтому не мог осуществлять стыковку с лунным модулем.Эта возможность планировалась и была реализована для следующей версии CSM - Block II, который и будет впоследствии использован при полетах на Луну.

После пожара программа была остановлена и подвергнута анализу и пересмотру.Командный модуль был признан чрезвычайно опасным и ненадежным, выявились небрежности при сборке - например, потерянный в кабине гаечный ключ.Было решено, что оставшиеся корабли версии Block I будут использованы только в беспилотных тестах ракеты "Saturn-V" ("Аполлон-4 и -6").Все пилотируемые полеты, начиная с "Аполлона-7" будут использовать версию командного модуля Block II, в конструкцию которого были внесены следующие изменения:

Атмосфера в кабине при старте была изменена с чисто кислородной до 60% кислорода и 40% азота, при давлении на уровне моря.Во время набора высоты давление в кабине быстро понижалось до 0.3 атм, при помощи вентиляции удалялось 2/3 всего газа, который был в кабине при старте. Затем вентиляция наружу прекращалась и система контроля устанавливала номинальное давление в кабине 0.3 атм, ко времени, когда вокруг корабля был уже практически вакуум. Кабина затем проходила через медленный процесс очистки - газ вентилировался в космос, одновременно заменяясь 100% кислородом, таким образом концентрация азота снижалась практически до нуля. Хотя новая атмосфера в кабине при запуске была существенно безопаснее прежней 100% кислородной атмосферы, она все равно содержала в три раза большую концентрацию кислорода, чем при обычном земном давлении на уровне моря. Это было необходимо, чтобы обеспечить нормальное парциальное давление кислорода в кабине, когда астронавты снимут шлемы при достижении орбиты.
Атмосфера внутри скафандров изменена не была. По причине быстрого падения атмосферного давления во время подъема в кабине (и скафандрах), была высока вероятность декомпрессионной болезни у астронавтов. Поэтому им приходилось дышать чистым кислородом для удаления азота из тканей в течении нескольких часов перед стартом, и до самой орбиты. Необходимость избежать "кессонной болезни" посчитали более важным, чем небольшой риск пожара внутри скафандра.
Нейлон, который использовался в скафандрах предыдущего типа на "Аполлоне-1" (и расплавился при пожаре), был заменен на несгораемую тугоплавкую ткань из стекловолокна, покрытую тефлоном, специально разработанную и получившую название "Beta Cloth".
Новую версию командного модуля типа Block II еще до аварии планировалось оснастить легко открывающимся наружу за 10 секунд люком. Правда мотивировалось это соображениями легкости выхода в открытый космос, а не вопросом быстрого покидания на случай пожара. На "Аполлоне-1" люк фактически состоял из двух люков, один из которых открывался наружу, а другой вовнутрь корабля, открыть быстро его было нельзя, а при повышенном давлении внутри корабля (как на "Аполлоне-1") вообще невозможно.
Воспламеняющиеся материалы были заменены на огнестойкие и несгораемые.
Трубки и провода были покрыты защитной термической изоляцией.
Было устранено 1407 различных проблем с электропроводкой.

Перерыв в пилотируемой программе, вызванный аварией, позволил ускорить работы по ракете "Saturn-V" и лунному модулю (LM), по которым были задержки по срокам. "Аполлон-4" (AS-501), который являлся первым беспилотным испытанием ракеты "Saturn-V", полетел в ноябре 1967 г. Ракета несла командный модуль типа Block I, по некоторым параметрам модернизированный до Block II и макет лунного модуля. В январе 1968 г. на ракете "Saturn-1B" стартовал "Аполлон-5", который был испытанием первого летного экземпляра лунного модуля (LM-1) на околоземной орбите. Второй беспилотный испытательный полет ракеты "Saturn-V" под обозначением "Аполлон-6" (AS-502) с командным модулем и макетом лунного модуля состоялся в апреле 1968 г. И наконец, экипаж, который был дублером на "Аполлоне-1", в составе: Уолтер Ширра (Wally Shirra), Донн Айзли (Donn Eisele) и Уолтер Каннингем (Walter Cunningham) стартовал в космос в октябре 1968 г. на корабле "Аполлон-7" ("Saturn-1B" AS-205). Они сделали то, что не смог сделать экипаж "Аполлона-1", выполнили их миссию - первый пилотируемый тест командно-служебного модуля (CSM) на околоземной орбите.

Погибли астронавты подполковник ВВС Эдвард Уайт (род. 14 ноября 1930 года, первый астронавт США, вышел в открытый космос во время полета на корабле «Джемини-4» в 1965 году); полковник ВВС Вирджил Иван Гриссом (род. 3 апреля 1926 года, совершил полеты на кораблях «Меркурий» и «Джемини», в июле 1961 года стал вторым американцем, побывавшим в космосе, а в марте 1965 года — первым человеком, совершившим второй полет на околоземную орбиту); капитан-лейтенант ВМС Роджер Брюс Чаффи (род. 15 февраля 1935 года, готовился к своему первому полету). Это были первые жертвы американской космической программы. Америку потрясла трагедия ракеты «Сатурн». НАСА отменило все планировавшиеся полеты; компании «Норт Америкэн рокуэлл» пришлось срочно дорабатывать корабль, ввести дополнительные меры безопасности. Сразу после этого американские специалисты пересмотрели свою космическую концепцию. Много времени и сил было затрачено на обеспечение огнестойкости «Аполлона». Лунную программу временно приостановили. Лишь через год и девять месяцев, 11 октября 1968 года, был осуществлен первый старт космического корабля по программе «Аполлон». 5 октября 1967 года отряд астронавтов НАСА понес еще одну утрату. В авиакатастрофе при выполнении тренировочного полета на самолете Т-38 погиб Клифтон Уильямс, входивший в дублирующий экипаж КК «Аполлон-3». 20 ноября 1967 года НАСА объявило новые составы экипажей для первых трех пилотируемых полетов кораблей «Аполлон». «Аполлон-7» — основной экипаж Ширра, Эйзел, Каннинхэм; дублирующий Стаффорд, Янг, Сернан. «Аполлон-8» — основной экипаж МакДивитт, Скотт, Швейкарт; дублирующий Конрад, Гордон, Алан Бин (заменил в экипаже Уильямса). «Аполлон-9» — основной экипаж Борман, Коллинз, Андерс; дублирующий Нейл Армстронг, Джеймс Ловелл, Эдвин Олдрин. Именно последней тройке суждено было открыть новую эру в истории человечества — стать первыми землянами, ступившими на поверхность Луны. Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи стали первыми астронавтами, погибшими в космическом корабле. Не успел мир оправиться от этого потрясения, как пришло страшное известие из Советского Союза погиб, выполняя космический полет, В.М. Комаров.

Изображение
Изображение
Общая фотография. Слева направо: Эдвард Уайт, Вирджил Гриссом, Роджер Чаффи
Изображение
Экипаж Аполлона 1 во время тренировки.
Изображение
На конференции.
Изображение
Командный модуль "Аполлона-1",
почерневший после пожара
Изображение
Обгоревшая внутренняя часть
командного модуля "Аполлона-1"
Изображение
Люк командного модуля Block I,
такой же как на "Аполлоне-1"
Изображение
Люк командного модуля типа Block II,
измененный с учетом аварии и
использовавшийся при полетах на
Луну всех кораблей "Аполлон"
Изображение
Бетонный пьедестал-основание стартового комплекса
№34, месте, где погиб экипаж "Аполлона-1" оставлен,
вместе с двумя мемориальными плитами, как
памятник погибшему экипажу.

Re: 50 лет катастрофы Аполло 1

Добавлено: 28 янв 2017, 17:27
Schmidt
28 января 1986 года в 11:38 по восточному поясному времени космический шаттл «Челленджер» стартовал с платформы 39В Космического центра имени Кеннеди во Флориде. Весь экипаж из семи человек погиб 73 секунды спустя в результате взрыва. Сегодня, спустя 31 год после этой трагедии, Америка чтит память членов отважного экипажа, отдавших жизни за мечту попасть в космос. Шерон Криста МакОлифф – учительница из Нью-Хэмпшира – была выбрана НАСА на общенациональном конкурсе на право лететь в космос. 28 января 2016 года – мрачная годовщина страшной трагедии.

В середине 1980-х годов американская космическая программа находилась на пике своего могущества. После победы в «лунной гонке» Соединённые Штаты утвердились во мнении о своём безоговорочном лидерстве в космосе.

Ещё одним доказательством этого стала программа исследования космоса при помощи кораблей многоразового использования «Спейс шаттл». Космические «челноки», эксплуатация которых началась в 1981 году, позволили выводить на орбиту большое количество полезного груза, возвращать с орбиты вышедшие из строя аппараты, а также совершать полёты с экипажем до 7 человек. Ни одна другая страна мира не располагала на тот момент подобными технологиями.

В отличие от СССР, пилотируемая программа США не знала катастроф с человеческими жертвами во время полётов. Более 50 экспедиций подряд завершились благополучно. И у руководства страны, и у простых обывателей сложилось мнение, что надёжность американской космической техники служит абсолютной гарантией безопасности.

Полёт «Челленджера» должен был стать юбилейным, 25-м стартом в рамках программы «Спейс шаттл». Специалисты стремились увеличить количество экспедиций на орбиту — ведь баснословные деньги на реализацию проекта были выделены с расчётом на то, что со временем «челноки» окупятся и начнут приносить прибыль. Для того чтобы этого добиться, планировалось к 1990 году выйти на показатель в 24 полёта в год. Именно поэтому руководителей программы крайне раздражали слова специалистов о серьёзных недостатках, имеющихся в конструкции кораблей. Мелкие неисправности приходилось ликвидировать практически перед каждым стартом, и возникали опасения, что рано или поздно всё может закончиться большой бедой.

В 11:38 «Челленджер» стартовал с космодрома на мысе Канаверал. На трибунах, где находилась публика, началось ликование. Телевизионная камера крупным планом показывала лица родителей Кристы МакОлифф, провожавших дочь в полёт, — они улыбались, радуясь, что мечта их девочки стала реальностью.

Всё происходящее на космодроме комментировал диктор.

Через 52 секунды после старта «Челленджер» приступил к максимальному ускорению. Командир корабля Фрэнсис Скоби подтвердил начало ускорения. Это были последние слова, прозвучавшие с борта «челнока».

На 73-й секунде полёта наблюдавшие за стартом зрители увидели, как «Челленджер» исчез в белом облаке взрыва.

Зрители поначалу не поняли, что случилось. Кто-то испугался, кто-то восхищённо зааплодировал, полагая, что всё происходит по программе полёта.

Казалось, что диктор тоже считает, что всё в порядке. «1 минута 15 секунд. Скорость корабля 2900 футов в секунду. Пролетел расстояние в девять морских миль. Высота над землёй — семь морских миль», — продолжать говорить ведущий.

Как потом выяснилось, диктор не смотрел на экран монитора, а читал ранее составленный сценарий старта. Спустя пару минут он объявил о «критической ситуации», а затем сказал страшные слова: «„Челленджер“ взорвался».

Но к этому моменту зрители уже всё поняли — в Атлантический океан с неба падали обломки того, что совсем недавно было самым современным космическим кораблём в мире.

Была начата поисково-спасательная операция, хотя спасательной её изначально именовали лишь формально.

Кабину с астронавтами подняли 7 марта. Выяснилось, что после разрушения конструкций корабля более прочная кабина уцелела и несколько секунд продолжала подниматься вверх, после чего началось падение с большой высоты.

Установить точно момент гибели астронавтов не удалось, но известно, что как минимум двое — Эллисон Онидзука и Джудит Резник — пережили сам момент катастрофы. Эксперты обнаружили, что ими были включены персональные приборы подачи воздуха. Что было дальше, зависит от того, была ли разгерметизирована кабина после разрушения «челнока». Так как персональные приборы подают воздух не под давлением, то при разгерметизации экипаж вскоре потерял сознание.

Если же кабина оставалась герметичной, то астронавты погибли при ударе о поверхность воды на скорости 333 км/ч.

Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга, что привело к его разрушению в результате действия нештатных аэродинамических нагрузок.

О дефектах уплотнительных колец, как показало расследование, в НАСА знали с 1977 года — задолго до первого полёта по программе «Спейс шаттл». Такой подход стоил жизни 7 астронавтам, не говоря уже о финансовых потерях.

Программа «Спейс шаттл» была возобновлена спустя 32 месяца, но прежнего доверия к ней уже не было. Об окупаемости и прибыли речь уже не шла. Рекордным для программы так и остался 1985 год, когда было совершено 9 полётов, а после гибели «Челленджера» о планах довести количество стартов до 25–30 в год уже не вспоминали.

Экипаж челнока «Челленджер» состоял из семи человек. Его состав был таким:

Командир экипажа — 46-летний Фрэнсис «Дик» Р. Скоби. Военный лётчик США, подполковник ВВС США, астронавт NASA. Провёл в космосе 6 дней 23 часа 40 минут. Для него это был второй полёт на «Челленджере» — до этого он был в составе экипажа миссии STS-41C в качестве второго пилота.

Второй пилот — 40-летний Майкл Дж. Смит. Лётчик-испытатель, капитан ВМС США, астронавт NASA.

Научный специалист — 39-летний Эллисон С. Онидзука . Лётчик-испытатель, подполковник ВВС США, астронавт NASA. Провёл в космосе 3 дня 1 час 33 минуты. Для него это был второй полёт в космос — до этого он был в составе экипажа миссии STS-51C челнока «Discovery».

Научный специалист — 36-летняя Джудит А. Резник . Инженер и астронавт NASA. Провела в космосе 6 дней 00 часов 56 минут. Для неё это был второй полёт в космос — до этого она была в составе экипажа миссии STS-41D челнока «Discovery».

Научный специалист — 35-летний Роналд Э. МакНейр. , астронавт NASA. Провёл в космосе 7 дней 23 часа 15 минут. Для него это был второй полёт на «Челленджере» — до этого он был в составе экипажа миссии STS-41B.

Специалист по полезной нагрузке — 41-летний Грегори Б. Джарвис. Инженер и астронавт NASA. Для него это был первый полёт на «Челленджере».

Специалист по полезной нагрузке — 37-летняя Шэрон Криста Корриган Маколифф. Учительница из Бостона, победившая в конкурсе. Для неё это был первый полёт в космос в качестве первого участника проекта «Учитель в космосе».

https://www.youtube.com/watch?v=dH64pEOzBkc

Изображение
Члены экипажа шаттла «Челленджер». Слева направо: Эллисон Онизука, Майк Смит, Криста МакОлифф, Дик Скоби, Грег Ярвис, Рон МакНэйр и Джудит Ресник. (NASA/1986)

Изображение

Старт космического шаттла «Челленджер» 28 января 1986 года в 11:38. (NASA)

Изображение
Одноклассники сына Кристы МакОлифф радуются старту шаттла. Их радость вскоре сменилась ужасом – весь экипаж шаттла погиб при взрыве 73 секунды спустя.

Изображение
Последовательные фотографии катастрофы шаттла «Челленджер». Воспламенение в твердотопливном ускорителе привело к взрыву, в котором погибли все семь членов экипажа.

Изображение
Взрыв шаттла через 73 секунды после взлета. Это фото стало символом трагедии всей американской нации.

Изображение
Ведущий новостей на канале NBC Том Брокау сообщает ужасную новость: «Челленджер» взорвался, все семь человек экипажа погибли.

Изображение

Изображение
Венок в память о семи астронавтах, погибших в космическом шаттле «Челленджер» в мемориальной роще во время ежегодной поминальной церемонии в космическом центре Джонсона в Хьюстоне 27 января 2011 года.

Re: История освоения космоса и катастрофы

Добавлено: 31 янв 2017, 20:35
Schmidt
1 февраля исполнилось 14 лет с момента катастрофы, когда при приземлении американского космического корабля многоразового использования Колумбия погиб весь экипаж в составе семи человек.
1 февраля 2003 года, во время возвращения на Землю потерпел катастрофу шаттл Колумбия. Изучением обстоятельств этого события занималась специально созданная Коллегия по расследованию катастрофы Колумбии, а также группа из Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).

Обломки Колумбии оказались разбросанными на площади в сотни квадратных километров в штатах Техас и Луизиана. В результате поисков в труднодоступной горно-лесистой местности было собрано большое количество фрагментов космического корабля; а самое главное — удалось найти "черный ящик" с записями показаний датчиков (этот контейнер упал в болото и поэтому почти не пострадал).

Через семь месяцев на сайте NASA был размещен отчет объемом более пятисот страниц, с массой графиков и фотографий, в котором представлены основные результаты проведенных расследований. Установлено, что через несколько минут после начала торможения в атмосфере, при котором поверхность корабля сильно нагревается, в передней части левого крыла Колумбии образовалась дыра размером около 20 см (как раз в том месте, куда попал оторвавшийся во время старта кусок термоизоляционного покрытия топливного бака). Струя раскаленного примерно до 14000 С воздуха проникла через эту дыру в полость крыла, прожгла алюминиевую обшивку корпуса корабля и повредила его несущие конструкции, что привело к гибели корабля и его экипажа.

Экипаж корабля: командир Рик Хасбэнд, пилот Уильям МакКул, бортинженер Майкл Андерсон, научные специалисты Лорел Кларк, Дэвид Браун, Калпана Чавла и первый израильский астронавт Илан Рамон. Калпана Чавла летела в космос второй раз.

Всего в США было построено всего шесть "Шаттлов" -" Энтерпрайз", "Колумбия"(81 г.), "Челленджер" (82 г.), "Дискавери"(83 г.), "Атлантис"(85 г.), "Эндевор" (91 г.)

Первый образец "Энтерпрайз" (OV-101) на котором было совершено 17 испытательных полётов так никогда и не поднялся в космос, поэтому "шаттл" Колумбия (OV-102) по праву стал первым "космическим челноком" .

Заложенная в 1975-м году , "Колумбия", названная в честь первого американского корабля совершившего кругосветное пуьешествие, поднялась в космос в 1981-м . Было проведено четыре орбитальных летных испытания , во время которых экипаж из двух человек проверял «Колумбию» во всех режимах программы штатного полета.

Внешний топливный бак челноков покрывался термоизоляцинным покрытием, предназначенным для предотвращения образования наледи на оболочке бака, заправленного жидким кислородом и водородом.

Примерно на 82 секунде после старта от левого обтекателя крепления шаттла к внешнему баку отделился кусок изоляции, который с силой ударил по панели левого крыла «Колумбии». Как показали последующие натурные эксперименты, подобный удар мог оставить после себя пробоину диаметром 15-25 см.

Обтекатель крепления полностью выполнялся из термоизолирующего вспененного материала и служил для снижения аэродинамической нагрузки на крепление. Отделение обтекателя отмечалось и в прошлых запусках — STS-7 (1983), STS-32 (1990), STS-50 (1992) и STS-112 (2002). Все эти запуски были признаны успешными, «отделению изоляции» (англ. foam shedding) не было придано должного внимания, и оно было признано нормальным. При запуске миссии STS-112 впервые была задействована видеокамера, закрепленная на внешнем топливном баке. В ходе старта от обтекателя отделился кусок, который ударился о соединительное кольцо в месте крепления левого твёрдотопливного ускорителя к внешнему баку, оставив после себя вмятину 10 см шириной и 7,5 см в глубину. Проанализировав эти данные, специалисты НАСА пришли к выводу, что «дополнительно выявленный риск от ударов теплоизоляции не представляет угрозы для эксплуатации внешнего бака» (англ. «the ET is safe to fly with no new concerns (and no added risk)» of further foam strikes).

В видеозаписи, полученная при старте миссии STS-107, было выявлено, что обломки изоляции ударили по левому крылу, что могло привести к повреждению теплоизолирующего покрытия космического челнока. К тому времени точное место удара не было известно из-за низкого разрешения записывающей камеры. Несмотря на возникшие риски, на совещании 31 октября 2002 года НАСА полет было решено продолжить

Как и в случае с катастрофой «Челленджера», руководство НАСА не смогло адекватно оценить опасения специалистов о возможной проблеме повреждения челнока и не отреагировало в должной мере на запросы инженеров о визуальном осмотре места удара астронавтами. Отмечается, что технические специалисты трижды направляли запрос в Министерство обороны США для получения изображений находящегося на орбите челнока для оценки полученных повреждений. Руководство НАСА не содействовало запросам, а некоторых случаях вмешивалось во взаимодействие, не давая представителям военного ведомства оказывать необходимую помощь.

Большое внимание было уделено оценке риска повреждения теплозащитного слоя, которая была разделена на две категории: возможное повреждение силикатной плитки в нижней части поверхности крыла и возможное повреждение панелей укрепленного углепластика. В распоряжении специалистов НАСА был инструмент по симуляции удара мелких снарядов (например, кусков льда) о теплозащитный слой. Инструмент имел несколько недостатков и упущений, в частности, он предназначался для оценки повреждений, оставляемых маленькими, размером с горошину, кусками льда, а не большими кусками теплоизоляционной пены. Даже с этими допущениями выкладки показывали, что в 1 из 15 случаев термозащитный слой из углепластика пробивался насквозь. В электронной переписке руководство задавало вопрос, может ли быть более низкая плотность теплоизолирующей пены «смягчающим» фактором в случае оценки повреждений панелей. Несмотря на сомнения инженеров о возможной большой энергии удара пены, руководство уверилось, что сквозной пробой панелей из углепластика маловероятен. Руководство управления миссией посчитало, что удар теплоизоляционной пеной не является критически опасной ситуацией, вследствие чего отменило один из запросов в Министерство обороны о предоставлении изображений.

23 января директор по полету Стив Стич направил электронное письмо командиру «Колумбии» Хасбанду и пилоту МакКулу, в котором развеял опасения по поводу безопасности возвращения на Землю.

1 февраля 2003 года в 08:15:30 (EST) челнок «Колумбия» начал свой спуск на Землю. В 08:44 челнок начал входить в плотные слои атмосферы. По данным Modular Auxiliary Data System, передняя кромка левого крыла начала нагреваться значительно сильнее, чем это было в прошлые полеты «Колумбии». В 08:50:53 «Колумбия» входит в 10-минутный период, во время которого корпус корабля подвергается наиболее тяжёлым тепловым нагрузкам. В 08:53:46 от крыла начали отваливаться обломки. Окружающая челнок плазма внезапно увеличивает яркость своего свечения, в ярком газовом шлейфе корабля происходит сильный электрический разряд. В последующие 23 секунды подобное явление произойдёт ещё четырежды.

В 08:54:24 оператором по механическим системам и жизнеобеспечению орбитера Джеффом Клингом (The Maintenance, Mechanical, and Crew Systems (MMACS) officer) была обнаружена неисправность четырех датчиков гидравлической системы в левой плоскости крыла, показывающих значения ниже предела чувствительности (зашкалили за минимум). В 08:59:15 отказали датчики давления в обеих шинах левой стойки шасси. Оператор связи (CAPCOM) сообщил экипажу, что в Центре управления знают о таком факте и активно разбираются с показаниями датчиков, добавив, что последнее сообщение с борта для группы управления полётом было неразборчивым.

В 08:59:32 с борта было отправлено последнее сообщение командира корабля: «Roger, uh, bu — [оборвалось на полуслове]…». Это была последняя связь с «Колумбией». В этот же момент Центр управления полётом получил последние данные телеметрии. Офицер связи (INCO) Лаура Хоппе сообщает руководителю полетом, что данный перерыв связи ожидаем и связан с тем, что хвост челнока заслонил антенну корабля от спутника связи. К 09:00:18, по данным любительской видеосъемки, челнок уже разваливался на множество обломков.

В 09:12:39 в ЦУП поступает информация, что один из телеканалов в Хьюстоне демонстрирует в прямом эфире кадры разрушения шаттла. В ЦУПе объявляется тревога (угроза потери корабля). Начинается аварийная процедура, при которой не разрешается покидать или входить в помещение пультовой, а операторы обязаны сохранить всю имеющуюся информацию для последующего расследования.

За всё время пилотируемых полета шаттлов NASA ни разу не теряло экипажи кораблей при их приземлении ведь в 1986 году Challenger взорвался вскоре после старта.

Обломки Колумбии разбросаны по большой территории в штате Техас. Представитель полиции техасского городка Нагодош, расположенного в восточной части Техаса к северу от Хьюстона, неподалеку от границы с Луизианой, лейтенант Дэн Таравелла, также сообщил, что в результате падения нанесен небольшой ущерб ряду частных домов и зданиям различных офисов.. По словам лейтенанта многочисленные обломки шаттла обнаружены , как в городской черте, так и в окрестностях. Некоторые из них достигают в длину более метра, другие можно уместить на ладони. Представитель полиции также отметил, что часть обломков обуглена.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Специалисты NASA ищут обломки

Изображение
В специальном ангаре собирали обломки Колумбии

Изображение
Мемориал экипажу «Колумбии» на Арлингтонском национальном кладбище

Re: История освоения космоса и катастрофы

Добавлено: 01 фев 2017, 15:39
Schmidt
Многие сейчас с улыбкой вспоминают о том, как в детстве видели свою взрослую жизнь с колонизированной Луной и покорённым Марсом. Целые поколения мечтали помахать красным флажком с какого-нибудь небесного тела или из иллюминатора ракеты. Ни колонизации Луны, ни пребывания большинства мечтателей в космосе, к сожалению, так и не случилось. После окончания Холодной войны освоение космоса стало делом десятым, да и сам культ человека за пределами Земли сошёл на нет. Что же произошло с космонавтикой?

Покорение космического пространства, конечно, не исчезло полностью. И сегодня запускаются различные спутники, на МКС отправляются космонавты и астронавты, ведётся разработка более совершенных летательных аппаратов и другого оборудования, однако достаточно ли этого для XXI века? Народ отвернулся от космоса. И если любой энтузиаст скажет, что он, к примеру, интересуется данной темой, то это вовсе не исключает потери народом интереса к космическому пространству. Вспомните огромные шествия и почитание космонавтов по всему миру на протяжении почти всего периода Холодной войны, когда даже потенциального врага видели героем. Сейчас подобное сложно заметить. Победившее на сегодняшний день общество потребления не требует фундаментальных прорывов в тех областях, которые не способны наполнить карманы членов такого общества чем-либо «брендовым». Одни вспомнят цитату Рэя Брэдбери о том, почему люди предпочитают пускать птиц в свиней, нежели летать за пределы Земли. Другие скажут, что космос в действительности не приносит им никакой пользы. Но таким людям вполне можно напомнить, что любая слабоизученная сфера не приносит должной пользы, пока, собственно, не будет исследована тщательнее. То же самое распространяется и на космонавтику, ведь в бескрайних просторах Вселенной сокрыто множество тайн и полезной для человека информации.

А в чём причина такого прорывного двадцатого века? Это время авантюристов (в хорошем смысле этого слова). Именно в XX веке жили величайшие имена космонавтики, которые навечно высечены в граните космической науки. Вспомним слова тех, кто делал невозможное возможным. Константин Эдуардович Циолковский — человек, стоявший у истоков полётов за пределы Земли, фактически «отец» творений Королёва — заявлял: «Основной мотив моей жизни — сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть в отдалённом будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества». Альтруизм Циолковского вполне может поразить современного обывателя, мечтающего о стабильном заработке и однокомнатной квартире в центре города. Но на этом слова великих не заканчиваются. Обратимся к Сергею Павловичу Королёву: «Люди будут летать в космос по профсоюзным путёвкам». Даже учёный, трезво понимающий ход развития науки, видел будущее именно таким. В таком будущем можно было слетать к звёздам во время отпуска и продолжать строить нечто великое для своих потомков.

Но реальная ситуация оказалась плачевной. Советский Союз потерпел сокрушительное поражение в Холодной войне. Азарт в космической гонке исчез, а полёты в космос перестали быть предметом народной гордости. За освоение космоса нынче борются между собой частные компании, руководимые отдельными монополистами, не желающими вместе с отмыванием денег популяризировать идею распространения человеческой цивилизации как можно дальше.
Но и сегодня в некоторых из нас живёт искорка дальней звезды, манящей к себе любопытных первопроходцев. И сегодня есть те, кто готов с самоотверженностью Циолковского мечтать о великом и делать великое. Космос перестал быть народным лишь временно, и я надеюсь, что время это пройдёт как можно быстрее, если каждый осознает то, что историей движут простые люди, способные действовать.


Изображение

Re: История освоения космоса и катастрофы

Добавлено: 12 апр 2017, 23:45
Schmidt
Юрий Гагарин стал первым в истории человеком, который совершил полет в космос. 12 апреля 1961 года ракета-носитель "Восток" с кораблём "Восток-1", на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. За 108 минут он облетел Землю и затем благополучно приземлился в Саратовской области. Полет Гагарина вызвал большой резонанс во всем мире, а сам космонавт в одночасье превратился в знаменитость и навсегда вписал свое имя в историю. С 1962 года 12 апреля официально стали отмечать День космонавтики.

Изображение

Предстартовая подготовка к полету Юрия Гагарина на космодроме Байконур.

Изображение

Кадр из фильма "Первый рейс к звездам".

Изображение


Старт космического корабля "Восток" с Юрием Гагариным на борту.

Изображение

У столичного планетария в день возвращения на Землю первого космонавта Юрия Гагарина.

Изображение

Газеты, вышедшие 12 апреля 1961 года с известием о полете в космос Юрия Гагарина.

Изображение

ервый в мире летчик-космонавт Ю.А.Гагарин выступает на Внуковском аэродроме в день его встречи в Москве. Уже майор.

Изображение

Юрий Гагарин дает автографы на приеме в Большом Кремлевском дворце.

Изображение

Массовое гулянье на Красной площади в Москве в связи с успешным приземлением корабля

Изображение

Re: История освоения космоса и катастрофы

Добавлено: 04 окт 2017, 15:02
Schmidt
4 октября 1957 года СССР вывел на орбиту Земли «Спутник-1»: первый искусственный спутник, получивший название «ПС-1». Запуск был с 5 научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР «Тюра-Там», впоследствии получившего название «космодром Байконур». Спустя пять с половиной минут после старта спутник отделился от носителя и подал свой голос. «Бип! Бип!» — так звучали его позывные. «В результате большой напряжённой работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли», — сообщило агентство ТАСС, в то время как «Спутник-1» совершал свой первый виток вокруг Земли.

В пятницу, 4 октября, в 22:28:34 по московскому времени (19:28:34 по Гринвичу) был совершён успешный запуск. Через 295 секунд после старта ПС-1 и центральный блок ракеты весом 7,5 тонны были выведены на эллиптическую орбиту высотой в апогее 947 км, в перигее 288 км. Через 314,5 секунд после старта произошло отделение Спутника, и он подал свой голос. «Бип! Бип!» — так звучали его позывные. На полигоне их ловили 2 минуты, потом Спутник ушёл за горизонт. Люди на космодроме выбежали на улицу, кричали «Ура!», качали конструкторов и военных. И ещё на первом витке прозвучало сообщение ТАСС: «В результате большой напряжённой работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли».

Только после приёма первых сигналов Спутника поступили результаты обработки телеметрических данных и выяснилось, что лишь доли секунды отделяли от неудачи. Перед стартом двигатель в блоке Г «запаздывал», а время выхода на режим жёстко контролируется, и при его превышении старт автоматически отменяется. Блок вышел на режим менее чем за секунду до контрольного времени. На 16-й секунде полёта отказала система опорожнения баков (СОБ), и из-за повышенного расхода керосина центральный двигатель отключился на 1 секунду раньше расчётного времени. По воспоминаниям Б. Е. Чертока: «Ещё немного — и первая космическая скорость могла быть не достигнута. Но победителей не судят! Великое свершилось!»[7].

16 октября 1957 года Всесоюзным обществом по распространению политических и научных знаний (предшественник общества «Знание») был проведён вечер в Колонном зале Дома Союзов в честь запуска первого искусственного спутника Земли, на котором, в частности, выступал Президент Академии наук СССР А. Н. Несмеянов[8].

А. Н. Несмеянов:
Для нас, ученых страны социализма, запуск спутника — двойной праздник: это праздник рождения новой эры в завоевании человечеством природы — космической эры существования человечества — и это праздник мужественной зрелости советской науки.

— (журнал «Наука и жизнь», № 11, 1957, с. 30)
Спутник летал 92 дня, до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов вокруг Земли (около 60 млн км), а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта. Из-за трения о верхние слои атмосферы спутник потерял скорость, вошёл в плотные слои атмосферы и сгорел вследствие трения о воздух.


Изображение