История освоения космоса и катастрофы
Добавлено: 27 янв 2017, 02:30
Ровно 50 лет назад 27.01.1967 жертвами прогресса в космосе стали первые люди. Во время тренировки заживо сгорели и погибли астронавты В.Гриссом, Э.Уайт, Р.Чаффи
"Аполлон-1" (изначально называвшийся Apollo/Saturn 204 или AS-204) - несостоявшаяся первая пилотируемая миссия по программе "Аполлон". Планировавшийся на 21 февраля 1967 г. полет не состоялся из-за пожара на площадке стартового комплекса №34 космического Центра им.Кеннеди и гибели всего экипажа из трех астронавтов. Пожар произошел в кабине корабля во время тренировки на стартовом комплексе 27 января 1967 г. В огне погибли - командир Вирджил "Гас" Гриссом (Virgil "Gus" Grissom), старший пилот Эдвард Уайт (Edward H. White) и пилот Роджер Чаффи (Roger B. Chaffee). Название "Аполлон-1", выбранное астронавтами, но к моменту аварии официально не утвержденное, NASA решило не присваивать другим миссиям в память об экипаже, и навсегда оставить за их кораблем.
Авария привела к перестановкам в руководстве программы и задержкам на полтора года по пилотируемым полетам.Следующий пилотируемый полет - "Аполлон-7" - состоялся только в октябре 1968 г. после внесения многочисленных изменений в конструкцию корабля. "Аполлонов-2 и -3" в программе фактически не существовало, эти названия было решено не использовать. Так как в 1966 г., т. е. еще до аварии "Аполлона-1", состоялись три беспилотных запуска AS-201, AS-202 и AS-203 ракет "Saturn-1B", следующий в программе запуск было решено назвать "Аполлон-4". "Аполлон-4", "Аполлон-5" и "Аполлон-6" - беспилотные запуски модулей корабля "Аполлон", состоявшиеся по программе в 1967-1968 г.г. Причем "Аполлон-5" был запущен той же самой ракетой "Saturn-1B" AS-204, которая должна была запустить "Аполлон-1". При пожаре ракета не пострадала. После трагедии с "Аполлоном-1" стартовый комплекс №34 использовался только один раз - для запуска "Аполлона-7", а затем был разобран и на его месте был оставлен бетонный пьедестал в память об экипаже "Аполлон-1".
На кораблях «Аполлон» использовалась атмосфера, состоящая из чистого кислорода при пониженном давлении. Ее выбрали вместо близкой к воздуху по составу кислородно-азотной газовой смеси, так как чистый кислород давал выигрыш по массе: из-за пониженного давления герметичная конструкция корабля становилась существенно легче, из-за простого состава среды упрощалась и облегчалась система жизнеобеспечения. Кроме того, упрощался и ускорялся выход в открытый космос. Скафандры при пониженном давлении и использовании чистого кислорода становились заметно легче и проще, люди меньше уставали в них благодаря пониженному давлению, находится вне корабля в них можно было дольше, чем при использовании кислородно-азотной смеси. Во время полета в вакууме рабочее давление в кабине составляло примерно 0,3 атм. Однако во время тренировок на земле и при подготовке к старту использовать пониженное давление внутри кабины было нельзя, так как корабль был рассчитан на избыточное давление изнутри, а не снаружи. Фактически, во время тренировки 27 января давление кислорода внутри корабля было даже выше атмосферного.Первоначально для тренировок и на старте предлагалось использовать кислородно-азотную смесь, но NASA отклонило это предложение. Мотивировалось это тем, что для осуществления такого решения потребуется дополнительное оборудование и, кроме того, кабина может быть случайно заполнена азотом, что создаст опасность для астронавтов. У NASA имелся большой опыт работы с кислородной атмосферой (она использовалась на кораблях "Меркурий" и "Джемини"), поэтому специалисты считали такое решение безопасным. Однако расследование, проведенное после катастрофы, показало, что некоторые материалы (в частности, застежки-липучки), вполне безопасные в обычном воздухе или в кислородной атмосфере при пониженном давлении, становятся крайне пожароопасными при большом давлении кислорода. Непосредственной причиной возгорания, вероятно, послужила искра или короткое замыкание в электропроводке. Комиссия, проводившая расследование, выявила несколько потенциально опасных мест в конструкции корабля. После возгорания огонь распространялся очень быстро и повредил скафандры астронавтов. Сложная конструкция люка и его замков не позволила экипажу при сложившихся обстоятельствах спешно открыть люк изнутри. Комиссия установила, что астронавты погибли от отравления продуктами горения через 14 секунд после начала пожара. Люди сгорели за 14 секунд. Последнее, что было слышно из горящего корабля, - крик 31-летнего Чаффи "Мы горим! Вытащите нас отсюда!"
AS-204 ("Аполлон-1") должен был стать первым пилотируемым испытательным полетом командно-служебного модуля (Command/Service Module или CSM) на околоземную орбиту, запущенным ракетой "Saturn-1B". С его помощью планировалось испытать операции запуска, работу стартовых систем всего комплекса "Сатурн-Аполлон" и отслеживание корабля наземными станциями контроля.Полет должен был продлиться до двух недель, в зависимости от поведения космического корабля. Командно-служебный модуль для этого полета под номером 012, построенный компанией North American Aviation, имел версию Block I, разработанную до того, как NASA выбрало схему полета на Луну со стыковкой лунного и командно-служебного модулей на лунной орбите, поэтому не мог осуществлять стыковку с лунным модулем.Эта возможность планировалась и была реализована для следующей версии CSM - Block II, который и будет впоследствии использован при полетах на Луну.
После пожара программа была остановлена и подвергнута анализу и пересмотру.Командный модуль был признан чрезвычайно опасным и ненадежным, выявились небрежности при сборке - например, потерянный в кабине гаечный ключ.Было решено, что оставшиеся корабли версии Block I будут использованы только в беспилотных тестах ракеты "Saturn-V" ("Аполлон-4 и -6").Все пилотируемые полеты, начиная с "Аполлона-7" будут использовать версию командного модуля Block II, в конструкцию которого были внесены следующие изменения:
Атмосфера в кабине при старте была изменена с чисто кислородной до 60% кислорода и 40% азота, при давлении на уровне моря.Во время набора высоты давление в кабине быстро понижалось до 0.3 атм, при помощи вентиляции удалялось 2/3 всего газа, который был в кабине при старте. Затем вентиляция наружу прекращалась и система контроля устанавливала номинальное давление в кабине 0.3 атм, ко времени, когда вокруг корабля был уже практически вакуум. Кабина затем проходила через медленный процесс очистки - газ вентилировался в космос, одновременно заменяясь 100% кислородом, таким образом концентрация азота снижалась практически до нуля. Хотя новая атмосфера в кабине при запуске была существенно безопаснее прежней 100% кислородной атмосферы, она все равно содержала в три раза большую концентрацию кислорода, чем при обычном земном давлении на уровне моря. Это было необходимо, чтобы обеспечить нормальное парциальное давление кислорода в кабине, когда астронавты снимут шлемы при достижении орбиты.
Атмосфера внутри скафандров изменена не была. По причине быстрого падения атмосферного давления во время подъема в кабине (и скафандрах), была высока вероятность декомпрессионной болезни у астронавтов. Поэтому им приходилось дышать чистым кислородом для удаления азота из тканей в течении нескольких часов перед стартом, и до самой орбиты. Необходимость избежать "кессонной болезни" посчитали более важным, чем небольшой риск пожара внутри скафандра.
Нейлон, который использовался в скафандрах предыдущего типа на "Аполлоне-1" (и расплавился при пожаре), был заменен на несгораемую тугоплавкую ткань из стекловолокна, покрытую тефлоном, специально разработанную и получившую название "Beta Cloth".
Новую версию командного модуля типа Block II еще до аварии планировалось оснастить легко открывающимся наружу за 10 секунд люком. Правда мотивировалось это соображениями легкости выхода в открытый космос, а не вопросом быстрого покидания на случай пожара. На "Аполлоне-1" люк фактически состоял из двух люков, один из которых открывался наружу, а другой вовнутрь корабля, открыть быстро его было нельзя, а при повышенном давлении внутри корабля (как на "Аполлоне-1") вообще невозможно.
Воспламеняющиеся материалы были заменены на огнестойкие и несгораемые.
Трубки и провода были покрыты защитной термической изоляцией.
Было устранено 1407 различных проблем с электропроводкой.
Перерыв в пилотируемой программе, вызванный аварией, позволил ускорить работы по ракете "Saturn-V" и лунному модулю (LM), по которым были задержки по срокам. "Аполлон-4" (AS-501), который являлся первым беспилотным испытанием ракеты "Saturn-V", полетел в ноябре 1967 г. Ракета несла командный модуль типа Block I, по некоторым параметрам модернизированный до Block II и макет лунного модуля. В январе 1968 г. на ракете "Saturn-1B" стартовал "Аполлон-5", который был испытанием первого летного экземпляра лунного модуля (LM-1) на околоземной орбите. Второй беспилотный испытательный полет ракеты "Saturn-V" под обозначением "Аполлон-6" (AS-502) с командным модулем и макетом лунного модуля состоялся в апреле 1968 г. И наконец, экипаж, который был дублером на "Аполлоне-1", в составе: Уолтер Ширра (Wally Shirra), Донн Айзли (Donn Eisele) и Уолтер Каннингем (Walter Cunningham) стартовал в космос в октябре 1968 г. на корабле "Аполлон-7" ("Saturn-1B" AS-205). Они сделали то, что не смог сделать экипаж "Аполлона-1", выполнили их миссию - первый пилотируемый тест командно-служебного модуля (CSM) на околоземной орбите.
Погибли астронавты подполковник ВВС Эдвард Уайт (род. 14 ноября 1930 года, первый астронавт США, вышел в открытый космос во время полета на корабле «Джемини-4» в 1965 году); полковник ВВС Вирджил Иван Гриссом (род. 3 апреля 1926 года, совершил полеты на кораблях «Меркурий» и «Джемини», в июле 1961 года стал вторым американцем, побывавшим в космосе, а в марте 1965 года — первым человеком, совершившим второй полет на околоземную орбиту); капитан-лейтенант ВМС Роджер Брюс Чаффи (род. 15 февраля 1935 года, готовился к своему первому полету). Это были первые жертвы американской космической программы. Америку потрясла трагедия ракеты «Сатурн». НАСА отменило все планировавшиеся полеты; компании «Норт Америкэн рокуэлл» пришлось срочно дорабатывать корабль, ввести дополнительные меры безопасности. Сразу после этого американские специалисты пересмотрели свою космическую концепцию. Много времени и сил было затрачено на обеспечение огнестойкости «Аполлона». Лунную программу временно приостановили. Лишь через год и девять месяцев, 11 октября 1968 года, был осуществлен первый старт космического корабля по программе «Аполлон». 5 октября 1967 года отряд астронавтов НАСА понес еще одну утрату. В авиакатастрофе при выполнении тренировочного полета на самолете Т-38 погиб Клифтон Уильямс, входивший в дублирующий экипаж КК «Аполлон-3». 20 ноября 1967 года НАСА объявило новые составы экипажей для первых трех пилотируемых полетов кораблей «Аполлон». «Аполлон-7» — основной экипаж Ширра, Эйзел, Каннинхэм; дублирующий Стаффорд, Янг, Сернан. «Аполлон-8» — основной экипаж МакДивитт, Скотт, Швейкарт; дублирующий Конрад, Гордон, Алан Бин (заменил в экипаже Уильямса). «Аполлон-9» — основной экипаж Борман, Коллинз, Андерс; дублирующий Нейл Армстронг, Джеймс Ловелл, Эдвин Олдрин. Именно последней тройке суждено было открыть новую эру в истории человечества — стать первыми землянами, ступившими на поверхность Луны. Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи стали первыми астронавтами, погибшими в космическом корабле. Не успел мир оправиться от этого потрясения, как пришло страшное известие из Советского Союза погиб, выполняя космический полет, В.М. Комаров.
Общая фотография. Слева направо: Эдвард Уайт, Вирджил Гриссом, Роджер Чаффи
Экипаж Аполлона 1 во время тренировки.
На конференции.
Командный модуль "Аполлона-1",
почерневший после пожара
Обгоревшая внутренняя часть
командного модуля "Аполлона-1"
Люк командного модуля Block I,
такой же как на "Аполлоне-1"
Люк командного модуля типа Block II,
измененный с учетом аварии и
использовавшийся при полетах на
Луну всех кораблей "Аполлон"
Бетонный пьедестал-основание стартового комплекса
№34, месте, где погиб экипаж "Аполлона-1" оставлен,
вместе с двумя мемориальными плитами, как
памятник погибшему экипажу.
"Аполлон-1" (изначально называвшийся Apollo/Saturn 204 или AS-204) - несостоявшаяся первая пилотируемая миссия по программе "Аполлон". Планировавшийся на 21 февраля 1967 г. полет не состоялся из-за пожара на площадке стартового комплекса №34 космического Центра им.Кеннеди и гибели всего экипажа из трех астронавтов. Пожар произошел в кабине корабля во время тренировки на стартовом комплексе 27 января 1967 г. В огне погибли - командир Вирджил "Гас" Гриссом (Virgil "Gus" Grissom), старший пилот Эдвард Уайт (Edward H. White) и пилот Роджер Чаффи (Roger B. Chaffee). Название "Аполлон-1", выбранное астронавтами, но к моменту аварии официально не утвержденное, NASA решило не присваивать другим миссиям в память об экипаже, и навсегда оставить за их кораблем.
Авария привела к перестановкам в руководстве программы и задержкам на полтора года по пилотируемым полетам.Следующий пилотируемый полет - "Аполлон-7" - состоялся только в октябре 1968 г. после внесения многочисленных изменений в конструкцию корабля. "Аполлонов-2 и -3" в программе фактически не существовало, эти названия было решено не использовать. Так как в 1966 г., т. е. еще до аварии "Аполлона-1", состоялись три беспилотных запуска AS-201, AS-202 и AS-203 ракет "Saturn-1B", следующий в программе запуск было решено назвать "Аполлон-4". "Аполлон-4", "Аполлон-5" и "Аполлон-6" - беспилотные запуски модулей корабля "Аполлон", состоявшиеся по программе в 1967-1968 г.г. Причем "Аполлон-5" был запущен той же самой ракетой "Saturn-1B" AS-204, которая должна была запустить "Аполлон-1". При пожаре ракета не пострадала. После трагедии с "Аполлоном-1" стартовый комплекс №34 использовался только один раз - для запуска "Аполлона-7", а затем был разобран и на его месте был оставлен бетонный пьедестал в память об экипаже "Аполлон-1".
На кораблях «Аполлон» использовалась атмосфера, состоящая из чистого кислорода при пониженном давлении. Ее выбрали вместо близкой к воздуху по составу кислородно-азотной газовой смеси, так как чистый кислород давал выигрыш по массе: из-за пониженного давления герметичная конструкция корабля становилась существенно легче, из-за простого состава среды упрощалась и облегчалась система жизнеобеспечения. Кроме того, упрощался и ускорялся выход в открытый космос. Скафандры при пониженном давлении и использовании чистого кислорода становились заметно легче и проще, люди меньше уставали в них благодаря пониженному давлению, находится вне корабля в них можно было дольше, чем при использовании кислородно-азотной смеси. Во время полета в вакууме рабочее давление в кабине составляло примерно 0,3 атм. Однако во время тренировок на земле и при подготовке к старту использовать пониженное давление внутри кабины было нельзя, так как корабль был рассчитан на избыточное давление изнутри, а не снаружи. Фактически, во время тренировки 27 января давление кислорода внутри корабля было даже выше атмосферного.Первоначально для тренировок и на старте предлагалось использовать кислородно-азотную смесь, но NASA отклонило это предложение. Мотивировалось это тем, что для осуществления такого решения потребуется дополнительное оборудование и, кроме того, кабина может быть случайно заполнена азотом, что создаст опасность для астронавтов. У NASA имелся большой опыт работы с кислородной атмосферой (она использовалась на кораблях "Меркурий" и "Джемини"), поэтому специалисты считали такое решение безопасным. Однако расследование, проведенное после катастрофы, показало, что некоторые материалы (в частности, застежки-липучки), вполне безопасные в обычном воздухе или в кислородной атмосфере при пониженном давлении, становятся крайне пожароопасными при большом давлении кислорода. Непосредственной причиной возгорания, вероятно, послужила искра или короткое замыкание в электропроводке. Комиссия, проводившая расследование, выявила несколько потенциально опасных мест в конструкции корабля. После возгорания огонь распространялся очень быстро и повредил скафандры астронавтов. Сложная конструкция люка и его замков не позволила экипажу при сложившихся обстоятельствах спешно открыть люк изнутри. Комиссия установила, что астронавты погибли от отравления продуктами горения через 14 секунд после начала пожара. Люди сгорели за 14 секунд. Последнее, что было слышно из горящего корабля, - крик 31-летнего Чаффи "Мы горим! Вытащите нас отсюда!"
AS-204 ("Аполлон-1") должен был стать первым пилотируемым испытательным полетом командно-служебного модуля (Command/Service Module или CSM) на околоземную орбиту, запущенным ракетой "Saturn-1B". С его помощью планировалось испытать операции запуска, работу стартовых систем всего комплекса "Сатурн-Аполлон" и отслеживание корабля наземными станциями контроля.Полет должен был продлиться до двух недель, в зависимости от поведения космического корабля. Командно-служебный модуль для этого полета под номером 012, построенный компанией North American Aviation, имел версию Block I, разработанную до того, как NASA выбрало схему полета на Луну со стыковкой лунного и командно-служебного модулей на лунной орбите, поэтому не мог осуществлять стыковку с лунным модулем.Эта возможность планировалась и была реализована для следующей версии CSM - Block II, который и будет впоследствии использован при полетах на Луну.
После пожара программа была остановлена и подвергнута анализу и пересмотру.Командный модуль был признан чрезвычайно опасным и ненадежным, выявились небрежности при сборке - например, потерянный в кабине гаечный ключ.Было решено, что оставшиеся корабли версии Block I будут использованы только в беспилотных тестах ракеты "Saturn-V" ("Аполлон-4 и -6").Все пилотируемые полеты, начиная с "Аполлона-7" будут использовать версию командного модуля Block II, в конструкцию которого были внесены следующие изменения:
Атмосфера в кабине при старте была изменена с чисто кислородной до 60% кислорода и 40% азота, при давлении на уровне моря.Во время набора высоты давление в кабине быстро понижалось до 0.3 атм, при помощи вентиляции удалялось 2/3 всего газа, который был в кабине при старте. Затем вентиляция наружу прекращалась и система контроля устанавливала номинальное давление в кабине 0.3 атм, ко времени, когда вокруг корабля был уже практически вакуум. Кабина затем проходила через медленный процесс очистки - газ вентилировался в космос, одновременно заменяясь 100% кислородом, таким образом концентрация азота снижалась практически до нуля. Хотя новая атмосфера в кабине при запуске была существенно безопаснее прежней 100% кислородной атмосферы, она все равно содержала в три раза большую концентрацию кислорода, чем при обычном земном давлении на уровне моря. Это было необходимо, чтобы обеспечить нормальное парциальное давление кислорода в кабине, когда астронавты снимут шлемы при достижении орбиты.
Атмосфера внутри скафандров изменена не была. По причине быстрого падения атмосферного давления во время подъема в кабине (и скафандрах), была высока вероятность декомпрессионной болезни у астронавтов. Поэтому им приходилось дышать чистым кислородом для удаления азота из тканей в течении нескольких часов перед стартом, и до самой орбиты. Необходимость избежать "кессонной болезни" посчитали более важным, чем небольшой риск пожара внутри скафандра.
Нейлон, который использовался в скафандрах предыдущего типа на "Аполлоне-1" (и расплавился при пожаре), был заменен на несгораемую тугоплавкую ткань из стекловолокна, покрытую тефлоном, специально разработанную и получившую название "Beta Cloth".
Новую версию командного модуля типа Block II еще до аварии планировалось оснастить легко открывающимся наружу за 10 секунд люком. Правда мотивировалось это соображениями легкости выхода в открытый космос, а не вопросом быстрого покидания на случай пожара. На "Аполлоне-1" люк фактически состоял из двух люков, один из которых открывался наружу, а другой вовнутрь корабля, открыть быстро его было нельзя, а при повышенном давлении внутри корабля (как на "Аполлоне-1") вообще невозможно.
Воспламеняющиеся материалы были заменены на огнестойкие и несгораемые.
Трубки и провода были покрыты защитной термической изоляцией.
Было устранено 1407 различных проблем с электропроводкой.
Перерыв в пилотируемой программе, вызванный аварией, позволил ускорить работы по ракете "Saturn-V" и лунному модулю (LM), по которым были задержки по срокам. "Аполлон-4" (AS-501), который являлся первым беспилотным испытанием ракеты "Saturn-V", полетел в ноябре 1967 г. Ракета несла командный модуль типа Block I, по некоторым параметрам модернизированный до Block II и макет лунного модуля. В январе 1968 г. на ракете "Saturn-1B" стартовал "Аполлон-5", который был испытанием первого летного экземпляра лунного модуля (LM-1) на околоземной орбите. Второй беспилотный испытательный полет ракеты "Saturn-V" под обозначением "Аполлон-6" (AS-502) с командным модулем и макетом лунного модуля состоялся в апреле 1968 г. И наконец, экипаж, который был дублером на "Аполлоне-1", в составе: Уолтер Ширра (Wally Shirra), Донн Айзли (Donn Eisele) и Уолтер Каннингем (Walter Cunningham) стартовал в космос в октябре 1968 г. на корабле "Аполлон-7" ("Saturn-1B" AS-205). Они сделали то, что не смог сделать экипаж "Аполлона-1", выполнили их миссию - первый пилотируемый тест командно-служебного модуля (CSM) на околоземной орбите.
Погибли астронавты подполковник ВВС Эдвард Уайт (род. 14 ноября 1930 года, первый астронавт США, вышел в открытый космос во время полета на корабле «Джемини-4» в 1965 году); полковник ВВС Вирджил Иван Гриссом (род. 3 апреля 1926 года, совершил полеты на кораблях «Меркурий» и «Джемини», в июле 1961 года стал вторым американцем, побывавшим в космосе, а в марте 1965 года — первым человеком, совершившим второй полет на околоземную орбиту); капитан-лейтенант ВМС Роджер Брюс Чаффи (род. 15 февраля 1935 года, готовился к своему первому полету). Это были первые жертвы американской космической программы. Америку потрясла трагедия ракеты «Сатурн». НАСА отменило все планировавшиеся полеты; компании «Норт Америкэн рокуэлл» пришлось срочно дорабатывать корабль, ввести дополнительные меры безопасности. Сразу после этого американские специалисты пересмотрели свою космическую концепцию. Много времени и сил было затрачено на обеспечение огнестойкости «Аполлона». Лунную программу временно приостановили. Лишь через год и девять месяцев, 11 октября 1968 года, был осуществлен первый старт космического корабля по программе «Аполлон». 5 октября 1967 года отряд астронавтов НАСА понес еще одну утрату. В авиакатастрофе при выполнении тренировочного полета на самолете Т-38 погиб Клифтон Уильямс, входивший в дублирующий экипаж КК «Аполлон-3». 20 ноября 1967 года НАСА объявило новые составы экипажей для первых трех пилотируемых полетов кораблей «Аполлон». «Аполлон-7» — основной экипаж Ширра, Эйзел, Каннинхэм; дублирующий Стаффорд, Янг, Сернан. «Аполлон-8» — основной экипаж МакДивитт, Скотт, Швейкарт; дублирующий Конрад, Гордон, Алан Бин (заменил в экипаже Уильямса). «Аполлон-9» — основной экипаж Борман, Коллинз, Андерс; дублирующий Нейл Армстронг, Джеймс Ловелл, Эдвин Олдрин. Именно последней тройке суждено было открыть новую эру в истории человечества — стать первыми землянами, ступившими на поверхность Луны. Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи стали первыми астронавтами, погибшими в космическом корабле. Не успел мир оправиться от этого потрясения, как пришло страшное известие из Советского Союза погиб, выполняя космический полет, В.М. Комаров.
Общая фотография. Слева направо: Эдвард Уайт, Вирджил Гриссом, Роджер Чаффи
Экипаж Аполлона 1 во время тренировки.
На конференции.
Командный модуль "Аполлона-1",
почерневший после пожара
Обгоревшая внутренняя часть
командного модуля "Аполлона-1"
Люк командного модуля Block I,
такой же как на "Аполлоне-1"
Люк командного модуля типа Block II,
измененный с учетом аварии и
использовавшийся при полетах на
Луну всех кораблей "Аполлон"
Бетонный пьедестал-основание стартового комплекса
№34, месте, где погиб экипаж "Аполлона-1" оставлен,
вместе с двумя мемориальными плитами, как
памятник погибшему экипажу.